Главная
Народное Собрание России
гражданская инициатива
Регистрация

Вход
Народные Собрания Поволжья
Приветствую Вас Гость | RSS Четверг, 28.03.2024, 22:56
Меню сайта

Мини-чат
200

Наш опрос
Ваше отношение к Народному Собранию России
Всего ответов: 10

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Зарисовки о Тверской земле (часть 1)
 
       Во время своих неоднократных путешествий из Петербурга в Москву императрица Екатерина II не раз останавливалась в полюбившемся ей городе. «Город Тверь после Петербурга наиболее красивый город империи», - писала она Гримму. Однако, и помимо Твери сияли и другие жемчужины в короне Тверской земли, одна из которых Городня

 
1. Городня
 
       Одиннадцатилетнему Саше Пушкину во время одного из его путешествий на подъезде к Твери во всем блеске предстал изумивший его храм. И поныне, словно белокрылая птица более 600 лет парит над высокою волжскою кручей Храм Богородицы в Городне, заложенный в честь победы на поле Куликовом преподобным Сергием Радонежским, – жемчужина земли Истоков и ее духовного величия.

Фото Н. Погорелова

       На Рождество 2005 года отдать дань неугасимой лампаде очага веры и святости приехал к отцу Алексею Злобину, настоятелю церкви села Городня на Волге, Президент России В.В. Путин. В ту ночь сама природа пела гимн небесам. «Как у вас прекрасно!», - воскликнул потрясенный Президент.

       Церковь, переливаясь в огнях софитов, предстала перед взором Президента словно неземной красоты полотно работы вдохновенного мастера. В Рождественской тиши, из глубины древней и вечной истории, раздавались мелодичные: то тревожные, то печальные, - колокольные звоны.

       И если икона – молитва в красках, храм – молитва в камне, то колокол – молитва в звуке, икона звучащая. Этот отлитый из бронзы звук, как музыкальная проповедь, вынесенная за порог церкви, возвещал о вере, о жизни, пронизанной ее светом, и уходя в небеса, растворялся в Вечности.
        Словно в подтверждение бессмертной евангельской истины «Несть разницы эллин или иудей» цыганский Поэт Джура Махотин одно из своих самых проникновенных стихотворений – гимн красоте, объединяющей мир, - посвятил Храму Рождества Богородицы.
 
Один вопрос поставлен жизнью прямо,
И мысль в нем заключенная ясна -
Когда дорога не приводит к Храму,
То для чего проложена она?

Не знаменит Вертязин городок
Ни торгом шумным и ни славой бранной.
Стоял над Волгой Кремль деревянный
Чуть в стороне от корневых дорог.

Смотрел детинец в воды с высоты,
А за стеною, над речною кручей
Церквей восьмиконечные кресты
Тянулись в небо, расцарапывая тучи.

Ордынские посланцы в те года,
Коварные баскаки, точно звери,
За данью опасались лезть сюда –
В град порубежный меж Москвой и Тверью.

Когда великий московитов князь
Собрал полки на бой со степняками,
И русичей громада поднялась
Со всех краин на злую сечь с врагами

Сам Сергий Радонежский их благословлял –
Святой наставник Дмитрия Донского,
И русский витязь славу отыскал,
Сломив врага на поле Куликовом.

И средь людей доныне память есть,
Блаженный Сергий, мудрости учитель,
В Вертязине о той победе весть
Услышал по пути в свою обитель.

Где праведник молитву сотворил,
Там золотой осеннею порою
Храм каменный людьми заложен был –
Дань памяти земли родной героям.

Работный люд – московский и тверской,
Храм возводил, даря свое уменье,
Не ради славы суетной, мирской,
А ради красоты возвеличенья!
Зачем, скажите, в ветхих шалашах
Готовы жить безропотные люди,
А храм из камня строят?
Чтоб душа стремилась ввысь
И тем утешна будет!

Вот истина одна – Бог есть любовь,
Любовь, что созидая, возвышает.
Храм рушился и возрождался вновь,
Как жизнь, что никогда не исчезает.

Рожденье Богородицы святой
Пречистой Девы - Храм был именован.
Народ влеком сюда был красотой,
И просвящен горячим Божьим словом.

В изгибах века поворот крутой,
Вертязин-град наказан не судьбою –
Разрушен царской волею лихою,
Он стал селом приволжским – Городнею.

Со многих храмов пали купола,
Но этот Храм не дали к разрушенью –
Крепка молитва Сергия была,
Стоит доныне рук людских творенье.

Шесть сотен лет, по пальцам уж не счесть
Людей, входивших в Храм за утешеньем,
Отринувшим гордыню, гнев и спесь
И каявшимся в разных прегрешеньях.

А сколько свадеб помнит Городня!
Младенцам скольким имя здесь вручили!
Все шесть веков до нынешнего дня
Колокола свой звон не приглушили.

И как отрадно слышать тверичам,
Что звон плывет над нашею землею.
Сокровище родной культуры – Храм,
От пращуров послание живое.

Мы верим иль не верим во Христа,
Один закон для всех непререкаем –
Бог есть любовь, любовь есть – красота,
А красотой - да будет Мир спасаем!
 
       Когда в драматические времена перехода мир теряется и живет одним днем, только церковь хранит полноту предания и золотой свет вразумляющей истории. Ибо небесное время церкви памятливее суетливого времени человеческого, лучше слышит законы Вечности и надежнее их хранит.
 
2. Удомля, А. Чехов, И. Левитан
 
       «Чайка», ставшая символом нового искусства XX века, более столетия парит над знаменитым на весь мир театром МХАТ, прилетев в него с колдовского Островенского озера земли Истоков. В конце 1860-х годов Россия покрылась сетью железных дорог, ветка которой прошла и через станцию Троица, ставшей важным торговым центром. На эту станцию и стал приезжать великий русский художник Исаак Ильич Левитан, написавший в этих живописных местах в 1894 году картину, ставшей одним из его величайших шедевров – знаменитое полотно «Над вечным покоем».
       Маленькая деревянная церквушка с кладбищем и широко раскинувшееся озеро под затемненным грозовыми облаками небом: холодно, ветрено и настороженно в вечно обновляющейся природе – и вечный покой человека, которому уже не будет обновления. Так было при «половцах и печенегах». Так будет всегда.
       1895 г. Левитан приехал в эти места в имение Горки: писал, ходил на охоту и на берегу одного из местных озер Островно убил чайку. А позже, в состоянии сильнейшей меланхолии, не сумев преодолеть любовную драму, Левитан стрелял в самого себя. Для ухода за своим раненым другом и приехал в Горки известный в России писатель Антон Павлович Чехов, медик по образованию, в одном из своих писем впоследствии отметивший, что в этой болотистой местности «пахнет половцами и печенегами». Как он понял это за столь короткий срок, трудно сказать, ведь за успехами археологии он не следил, да и успехи в то время были весьма относительны… Нескольких дней пребывания хватило Чехову для того, чтобы развернуть потом, по словам самого писателя, на берегах этого «колдовского озера» драму современной русской жизни, написав пьесу «Чайку», которая неизъяснимо завораживает души и привлекает сердца зрителей и постановщиков до сих пор.
       И словно о кончине Левитана написал эти пронзительные строки А. Фет:
 
Не жизни жаль с томительным дыханьем,
Что жизнь и смерть? А жаль того огня,
Что просиял над целым мирозданьем,
И в ночь идет, и плачет, уходя.
 
       Завораживающие картины тверской природы стали у Левитана картинами русской природы, а тверская земля – образом русской земли. Левитан прославил эти места. Молодые художники, его ученики и наследники, вдохновленные удивительной красотой этих сказочных мест, один за другим, стали приезжать сюда для работы. Но можно ли сохранить вечный покой этой быстро текущей жизни? Можно ли удержать мощный бег времени?

       Время не потечет вспять. Время не остановится. Но вы приедете на «Чайку», выйдете на ее крутой склон, ведущий к озеру, и поймете, что только здесь и могла возникнуть мысль о вечном покое природы на фоне краткой и бренной человеческой жизни, на фоне всех ее тщетных забот увековечить себя…

 

       Вот на берегу Удомли и стоит теперь дача «Чайка» – над вечным покоем природы и вечным напоминанием ответственности человека за этот вечный покой.
 
Я знать хочу, к чему в лазури небосвода.
Льет Солнце свет и жизнь в волнах лучей.
Кем создана она – могучая Природа,
Твердыни гор ее и глубь ее морей;
Я знать хочу, к чему я создан сам в Природе,
С душой, печальною бесцельным бытием,
С теплом любви в Душе, с стремлением к Свободе,
С сознаньем сил своих и с мыслящим умом!
Живя, я жить хочу не в жалком опьяненьи,
Боясь себя «зачем?» пытливо вопросить,
А так, чтоб в каждом дне, и в часе, и в мгновеньи
Таился б вечный смысл, дающий право Жить!
 
3. Кашин, Анна Кашинская.
 
       При посещении Кашина в 1827г. не чуждый поэзии тверской вице-губернатор А.Е. Измайлов посвятил городу такие строки: «О, Кашин, Кашин городок, Царь-града уголок!

       Какие церкви там и горы…» Со времён чудесных творений Создателя, возникшая из таинственных глубин земных река Кашинка, устремилась к Великой русской реке Волге, выточив в берегах водами своими полуостров, контуром поминающий сердце человеческое. Люди, покоренные нерукотворной красотой этих мест, обосновали здесь город Кашин. А жемчужиной Земли Истоков в драгоценной короне Земли Тверской сияет образ преподобной Анны Кашинской.
       Святая благоверная великая княгиня-инокиня Анна родилась в конце ХIII века, когда Русь стонала от страшного татарского нашествия: И Чингисхана сумрачная тень
 
Над целым миром солнце затмевала,
И черный дым летел за перевалы
К стоянкам светлых русских деревень...
(Н. Рубцов)
 
       Ей, дочери Ростовского князя Дмитрия, предназначено было испить горькую чашу страданий и стать утешительницей горя народного, известной в истории как "Анна, Кашинская чудотворица". Княгине Анне, вышедшей замуж за князя Михаила Тверского, готовой принести себя в жертву « за други своя», не раз приходилось провожать мужа в походы, оплакивая его, как перед смертью. Спустя многие столетия княгиня словно раскрылась нам в бессмертной поэтике слова так почитавшей ее Анны Ахматовой:
 
Вдруг запестрела тихая дорога,
Плач полетел, серебряно звеня...
Закрыв лицо, я умоляла Бога
До первой битвы умертвить меня.
(А. Ахматова)
 
       Небеса благославили их брак четырьмя сыновьями и дочерью, умершей во младенчестве. В эпоху монголов жизнь благоверных княгинь была тяжела: беспрестанное чувство тревоги, неуверенности в будущем, опасения за жизнь князя, детей, но в первый черед - за землю родную: Дай мне долгие годы недуга.
 
Задыханье, бессонницу, жар.
Отыми и ребенка, и друга,
И таинственный песенный дар -
Так молюсь за своей литургией,
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над темной Россией
Стала облаком в славе лучей.
(А. Ахматова)
 
       В 1319 г. его убили, вырезав сердце. Михаил стал единственным князем, причисленным к лику святых, в земле Тверской просиявших. Княгиня Анна знала, что он едет на верную смерть, но как истинная христианка благословила его в этот путь: "Молю тебя, господин мой, когда предстанешь пред нечестивым царем как добрый воин Христов и когда предадут тебя злоковарным мукам, не бойся грядущих на тебя зол, да не устрашит тебя ни огонь, ни колеса, ни меч, ни сечиво, но будь терпелив, пойдя на сие добровольно... Возлюби, господин мой, Единого Господа Иисуса Христа". В прощальных словах княгини Анны - вся глубина ее любви к Богу, жертвенная преданность Его святой воле, величие ее христианской души. Христианская разлука князя Михаила и княгини Анны, когда он сознательно шел на подвиг, а она принимала волю Небес и провожала на страсти, навсегда осталась в народной памяти красотою веры и супружеской любви:
 
Никто мне не скажет, что жертва мала,
Что славнее прожили другие.
Я Господу сердце свое отдала,
А милого друга - России.
(А. Ахматова)
 
Только через год получила Анна нетленное тело своего дорогого князя…
 
Словно зеркало русской стихии,
Отстояв назначенье свое,
Отразил он всю душу России!
И погиб, отражая ее…
 
       Преобладание в древнерусском церковном прошлом имен святых княгинь (и княжен) не объясняется одною социальною привилегированностью. Чтили не знатность, а нечто в этих знатных женах и жизнях важное и значительное. С первых же веков христианства на Руси история возложила на представительниц высшего круга древнерусского общества подвиг строгий - аристократическую ответственность за судьбу идеала христианской женственности: …стоять свечою на подсвечнике и светить всем в доме…
       Благоверный князь Михаил и благоверная княгиня Анна - два светильника Тверского края. Религиозная миссия каждого из них связана с русской жизнью по-разному. Почитание обоих сложилось тоже раздельно: мощи Михаила Тверского всегда оставались святыней Твери, благоверной Анны - святыней Кашина. Никогда не было попытки или побуждения их гробницы соединить, словно каждому было положено свыше особое назначение.
       Михаил Тверской оставил Русской земле пример и завет христианской власти, религиозно-нравственно ответственной за народ и перед народом…
      Благоверная Анна дала образ святой женственности: безропотная покорность воле Божией, охраняющая доброта, смирение, несудящая любовь – типичные черты русской женской праведности.
       Житие Анны облекло в ризы красоты и славы ее исторический образ. Оно не биография Анны и даже не ее портрет, а образец для подражания потомству, завет ему, греза, идеал...
Именно так, как текст высокой поэзии, мы и читаем сегодня Житие Анны Кашинской. Вся жизнь Анны Кашинской – это и посвящение праведной женственности и призыв нам, ее потомкам, к служению Вечности:
 
И если не поздно, и если нам время дано,
То время расставит, наверное, все по местам…
И выплывут лица, что канули в Лету давно,
И черные буквы вернутся сожженным листам.
И станет понятно – не нам, так идущим во след,
О чем горевали почти бессловесные мы,
Зачем собирали по искоркам меркнущий свет
И теплили свечи среди наползающей тьмы...
(Неизвестный автор)
 
       О благоверной Анне Кашинской напоминает сегодня и минеральная вода, на базе которой почти столетие назад в городе был создан знаменитый санаторий. Эта вода разливается и продается в Тверской области и за ее пределами, а по своим целебным качествам превосходит даже таких «раскрученных минеральных сестер», как «Ессентуки» и «Боржоми»…
       Существует легенда, что слезы Анны, которые она выплакала, молясь за Кашин и его жителей, превратились в эту целебную воду. Божия Матерь душе, открытой горнему миру, посылает тайную милостыню от Сына Своего – это свет, заключенный в воде, это послание из Вечности, призванное укрепить наши силы и воодушевить наши сердца, словно разговор Невидимого на небесах с каждым из нас:
 
Я откроюсь тебе в неожиданный миг,
И никто не узнает об этом,
Но в душе у тебя загорится родник,
Озаренный негаснущим светом.
Я откроюсь тебе в неожиданный миг-
Не печалься. Не думай об этом.

Ты воскликнул, что Я бесконечно далек,—
Я в тебе, ты во Мне, безраздельно.
Но пока сохрани только этот намек: —
Все — в одном. Все едино и цельно.
Я незримым лучом над тобою горю,
Я желанием правды в тебе говорю.
(К. Бальмонт)
 
4. Бологое
 
       Тверская "шамбала" Николая Рериха Николая Рериха - художника, философа, мыслителя, чья судьба неразрывно связана с Тверской губернией, "объявляли духовным водителем человечества, антихристом, главой Коминтерна, советским шпионом, руководителем мирового масонства и даже перевоплощением одного из буддийских божеств. Сам же Рерих сравнивал себя с одиноким медведем, подчеркивая при этом, что именно с медведем, а не с волком. Ответить на вопрос: кем же был этот человек на самом деле? — невозможно. Это оказалось не под силу даже биографам Рериха: интерпретации отдельных эпизодов его жизни, в том числе и его происхождения, подчас полностью исключают друг друга" (журнал "Вокруг света" - В поисках Шамбалы). Но один факт из его жизни мы все-таки можем толковать однозначно – главная, определившая его жизнь встреча, случилась на земле Тверской.
        Пережив мировые войны, революции и, осудив их разрушительную силу, Рерих пришел к своей формуле спасения человечества: «Искусство объединит человечество, искусство едино и не­раздельно. У него много ветвей, но корень один».

             

       «Красота спасет мир», а инструментом этой красоты должно стать искусство, выражаемое с помощью кисти ли, резца или слова…
 
 

               

       «Точно неотпитая чаша стоит Русь. Неотпитая чаша – полный целебный родник. Среди обычного луга притаилась сказка. Самоцветами горит подземная сила. Русь верит и ждет». Слова эти из очерка Н.Рериха «Чаша неотпитая» начертаны на памятной плите, что установлена на гранитном валуне близ села Мшенцы Бологовского района. Очерк, полный любви и веры в Россию, очарованный Рерих написал под влиянием нерукотворной красоты одного из 7 источников, что пробиваются здесь из-под земли. Вот она, родниковая вера земли Истоков, незамутненная ничем внешним и преходящим.
       Луговые травы переливаются многоцветьем, шелестят ветры в ивовой листве, взрывая пространство журчанием воды и расцвечивая его бликами воды на солнце. Вся вода в Мшенцах живая, но ключ, так поразивший Рериха, изменяет жизнь. Если окунуться трижды в живительную чашу его источника и загадать самое сокровенное, то произойдет чудо! Желание станет явью, ибо Невидимый на небесах через чудотворное омовение животворящей водою дарует неземное единение крепости тела с симфонией духа. И коснувшись края ризы Христовой, мы слышим песню небес:
 
Ты связал нас объятием дивным, Кудесник!
Мир был в сон погружен и проснуться не мог.
Но любовь Твоя словом, звучащим как песня,
Пробудила, открыла одну из дорог. Позвала…
И душа устремилась на встречу,
Осознав все пороки, в которых жила,
И прильнула к рукам, обнимающим Вечность,
С тихой радостью, радостью этой светла.
 
Миг короткий, как вздох, снял с души все оковы
Обязательств земных, обещаний, долгов…
О Кудесник, в Твоих мы объятиях снова,
И не сердце пылает в груди, а любовь!
 
Историям исцеления от болезней, спасения и просветления душ, как и чреде паломников, приезжающим сюда со всего света, несть числа. А душа, омытая росой благодати, поет…
 
Катится небо, дыша и блистая...
Вот он - дар Божий, бери не бери!
Вот она - воля, босая, простая,
холод и золото звонкой зари!
Тень моя резкая - тень исполина.

Сочные стебли хрустят под ступней.
В воздухе звон. Розовеет равнина.
Каждый цветок - словно месяц дневной.

Вот она - воля, босая, простая!
Пух облаков на рассветной кайме...
И, как во тьме лебединая стая,
ясные думы восходят в уме.

Боже! Воистину мир Твой чудесен!
Молча, собрав полевую росу,
сердце мое, сердце, полное песен,
не расплескав, до Тебя донесу...
(В. Набоков)
Читать дальше
 
Поиск

Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz